• Виктор

Кадровый голод в фасадной отрасли или где взять профессионального фасадчика?

Проблема качественных кадров для фасадной отрасли – актуальная и злободневная, а дефицит кадров с каждым днём заметнее. Давайте разберемся: наружная оболочка здания – это примерно ¼ стоимости строительства, 60% в обеспечении температурно-влажностного режима здания, 90% в исправлении «грехов» общестроя и 100% в создании архитектурного облика здания.

Цыкановский Евгений Юльевич, Член Правления Фасадного Союза, Генеральный директор, Член Правления ООО «ДИАТ-ПРОЕКТ»
В последнее время мы всё чаще наблюдаем деятельность так называемых «специалистов» по фасадам, работа которых «трещит по швам» – в прямом и переносном смысле, а конструкции начинают «летать», представляя опасность для людей, нанося ущерб их имуществу.
При этом надо понимать, что профессия – «Специалист по фасадным конструкциям» чрезвычайно востребована и хорошо оплачивается. К сожалению, на сегодняшний момент идут в профессию люди с разной базовой подготовкой и опытом – альпинисты, установщики окон, монтажники-высотники, «люди, которые умеют всё» и т.д., а за проектирование берутся те, кто даже не слышал об особенностях поведения тонкостенных металлоконструкций. Знаний этих людей явно недостаточно, их, без должной практики и опыта, нельзя допускать на объекты.
В отрасли не хватает и таких специалистов высшей школы, как: ИТР, производитель работ; материаловед (со знанием коррозийной защиты и совместимости материалов); конструктор (в том числе тонкостенных металлоконструкций, прочнист); проектировщик (BIM, AvtoCAD); руководитель проекта; технический заказчик и, конечно же, представителей средне-специального образования – рабочие, мастера, бригадиры. Дефицит огромен! Все перечисленные специальности – это реальные люди на местах – в офисе проектировщика, разработчика, производителя, поставщика навесных фасадных систем, на объекте.
Однако, об имеющемся дефиците сегодня громко не говорят, потому что мы (компании) выкручиваемся, тратя ценное время и собственные средства на базовое обучение полупрофессионалов. Да, для нас это инвестиции в будущее, но куда проще было бы принимать на работу уже максимально подготовленных специалистов с качественными базовыми знаниями.
Выпускники ВУЗов, по сложившейся на сегодняшней момент практике, узнают только о керамограните на открытых креплениях, металлокассетах, ну иногда еще о ФЦП на заклепках. Всё. А между тем, отрасль НФС – самая быстроразвивающееся направление в строительстве. За последние 10-12 лет появилось множество по-настоящему новых уникальных технологий НФС, внедренных в массовое применение: облицовка керамической и декоративной бетонной плиткой «под кирпич» под затирку и без затирки; скрытые крепления плитных материалов; облицовка большеразмерными материалами, всё и не перечислить. К сожалению, будущие строители про такое услышат только за стенами образовательного учреждения, когда пойдут «в поля».
В первую очередь, необходимо профильное образование, которое рассмотрит будущую профессию от истоков и до современных реалий, расскажет и покажет примеры, разберёт все области применения и даст масштабную прикладную практику. Во многих ВУЗах нашей страны есть общий курс «Строительные конструкции», но и этот курс не раскрывает суть фасадной профессии.
В нашей компании мы провели опрос среди бакалавров и магистров строительных ВУЗов (завершивших обучение не более 3-х лет назад) и узнали, что про навесные фасадные системы им говорили только на курсе «проектирование» (2 лекции по теме «теплотехника») и на первой вводной лекции, перечисляя типы ограждающих конструкций. Естественно, что запастись необходимыми знаниями, опытом и терминологией с таким подходом не получится.
Для обучения профессии «Специалист по фасадным конструкциям» в одинаковой степени необходимы и теоретические знания и практические занятия в ВУЗе, и практика на «живых» объектах. И, самое главное, нужны педагоги. Теоретики еще есть, а вот практики, которые своими руками осуществляли монтаж, проектировали, рассчитывали конструкции, вели объекты, одним словом, проходили все этапы развития в профессии и до сих пор работают по профилю – дефицит. Вот такие педагоги будут интересны слушателям всех возрастов, появится интерес и тенденция к получению профессии. Конечно, скорее, мы говорим не о профессиональном преподавателе, а об эффективном спикере-практике. Одно дело – работать, другое – суметь поделиться опытом. И здесь тоже наблюдается проблема, потому что большинство практиков придётся учить преподавать. Хватает и теоретических проблем – расчет тонкостенных металлоконструкций, теплотехнические неоднородности, коррозионная стойкость, ветровые нагрузки и прочая. По самым скромным подсчетам, этого хватит на пару семестров хорошего плотного обучения
К сожалению, я не наблюдаю в профильных ВУЗах страны необходимых для фасадной отрасли образовательных направлений, качественной базы и конкретных профилей. Образовательные учреждения выпускают специалистов, которые находятся около отрасли, около той или иной профессии.
В профильных ВУЗах должны быть оборудованные помещения, которые позволят получить первичные знания и практику. В 2022 году наша компания выступила спонсором ФГБОУ высшего образования «Казанского государственного архитектурно-строительного университета» и оборудовала класс в научно-образовательном центре «Основы», который будет способствовать повышению навыков и компетенций студентов строительных специальностей по устройству и контролю качества навесных фасадных систем.
Фасадная отрасль активно развивается и нуждается в профессиональных кадрах. Пора от разговоров переходить к конкретным решениям.

Панкрушин Алексей Алексеевич, член Правления Фасадного Союза, Генеральный директор ООО “ДСМ-ФАСАД”

В статье Е.Ю.Цыкановского затронута очень актуальная тема: начальная подготовка в ВУЗах инженерно-технических работников в области фасадных систем. Но не менее важный вопрос: профессионально-техническое образование монтажных кадров. На рынке существует большое количество монтажных бригад различной квалификации, которые регулярно пополняются необученными людьми без какого-либо опыта. А если опыт какой-то есть, то зачастую он не про ту систему или не про ту облицовку. Поэтому прорабам приходиться организовывать «маленькое ПТУ» непосредственно на объекте и, можно сказать «на бегу», доносить до людей основные моменты технологии монтажа.

В этой связи, как вариант, возможна организация учебных центров, которые могли бы факультативно проводить обучение монтажных кадров со сдачей квалификационных экзаменов по монтажу различных систем и облицовок. При этом обучение возможно проводить как на территории центра, так и на объекте. Всю программу обучения желательно уместить в три дня. Конечно же такие курсы будут платными, но относительно общей стоимости монтажных работ и полученного эффекта, суммы должны быть вполне приемлемыми. Инициатива обучения скорее всего должна исходить от заказчика или генерального подрядчика, а пункт об обязательном обучении монтажников должен быть включён в договор на монтажные работы.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest