• Виктор

Современная архитектура Zaha Hadid Architects

Недавно нам удалось пообщаться с директором Zaha Hadid Architects Кристосом Пассасом.

Необычные формы зданий, применение различных материалов в строительстве, придание оболочке здания особого значения, объекты мирового масштаба — это все о Zaha Hadid Architects.
И что самое важное! Если вы архитектор или компания-фасадчик, вы можете присоединиться к команде этой мировой архитектурной компании. Для этого просто участвуйте в тендерах, которые проводит ZHA. Вы сможете стать командой, которая создает удивительно красивые и функциональные здания по всему миру!


Господин Пассас, многие огромные объекты, в сооружении которых Вы принимали участие, имеют необычные формы. Что Вас вдохновляет при создании таких объектов?
– Я бы сказал, что форму определяет целый ряд причин. Мы имеем в виду и функциональное назначение здания, и эстетику проекта, и расположение объекта, то есть наш проект определяет целый ряд условий. И выходит, что в каждом случае мы имеем проект уникальный. Проекты, как правило, удачные, хотя я стараюсь избегать этого слова. Но они соответствуют именно индивидуальности. Расположение и назначение здания — все это определяет, как будет выглядеть здание.
Как Вы находите баланс между придуманной идеей и теми реальными возможностями строительных материалов, которые используете? Ведь это не так-то просто — такую красоту воплотить в жизнь!
– Это очень хороший вопрос. Конечно, материалы имеют важное значение, но не первостепенное.
От идеи, от образа будущего здания до реальности процесс довольно длительный. Но необходимо, чтобы у нас была вера в то, что результат достижим. Что касается материалов, то это важный аспект реализации проекта, но не единственный.
Мы начинаем с концепции, потом проходим целый ряд ступеней: изучение этих материалов, что имеется в наличии на рынке, понимание самого процесса изготовления того или иного материала.
Например, что касается скульптурного архитектурного бетона — мы разработали целую методологию. То есть изучили сам состав бетона, его химические компоненты, то, каким образом делается заливка, и достигли именно того результата, который нам требуется.
Что же касается металла, металлоизделий — опять же существует целый ряд технологий, которые позволяют нам и скручивать металлические изделия, и разрезать их таким образом, как нам нужно. То есть мы всегда работаем с командой хороших специалистов, которые на базе современных технологий помогают нам найти и изготовить нужный материал.


Как можно увидеть по вашим объектам, Вы часто используете криволинейные стекла, и я так понимаю, в большей степени в остеклении фасадов используете алюминий и сталь. Отдаете ли Вы предпочтение какому-либо конкретному материалу?
– Что касается конструктива конструкций, которые используются для стеклопакетов, то они могут быть самыми разными. Все зависит от того, какой фасад. Это не только унифицированная система с одним видом стекол. Очень часто мы используем именно криволинейные стеклопакеты, параболические панели. В одном объекте может быть задействовано от 15 до 20 различных видов стекла — как, например, объект «Технопарк» для Сбербанка в Москве, который сейчас находится на стадии строительства.
Что касается стекла — это все более и более применимый строительный материал. То, что стекло прозрачное, позволяет контролировать освещение, потребление энергии, кроме того, это большой визуальный эффект. Днем, например, в стеклянной оболочке фасада отражаются облака, другие здания, окружающая природа и т.д. Ночью эта оболочка светится изнутри. Это очень красиво.
Очень важно то, какой эффект дает конкретный материал. Плюс сейчас уже научились делать энергоэффективные стекла и создавать определенную среду внутри здания. Например, очень часто применяются зенитные фонари, освещение можно контролировать, защиту от солнца и т.д. Стекло — это своего рода уникальный строительный материал.
Используете ли Вы какие-то элементы дерева в фасаде здания?
– Мы используем, конечно, дерево, в основном в интерьерах зданий. Дерево довольно интересный, гибкий материал. Мы используем его и во внешней отделке здания. В частности, был построен стадион в США. Рядом с ним лесной массив. И в других проектах мы тоже используем дерево. Безусловно, мы этот материал не отрицаем, стараемся его тоже применить.
Какой тренд Вы можете отметить в архитектуре коммерческих зданий сегодня? Больше света или все-таки экономия — то есть энергоэффективные стекла?
Сейчас наблюдается тренд на полностью прозрачное стекло, хотя применение цветных стекол тоже очень актуально — голубой, зеленый, бронзовый, серый, их комбинации. Какая сейчас тенденция использования стекол в мировой практике?
– На первом месте, безусловно, стоит энергоэффективность. Если мы говорим об остеклении, тут немаловажную роль играет система сборки фасада и, конечно, отражающая способность стекла. То есть можно регулировать отражающую способность таким образом: например, изнутри здания все просматривается, а в здание через стекло заглянуть нельзя, не видно, что происходит внутри. Бывает отражающая поверхность, как зеркало.
Что касается цветовой гаммы, то используется серебристое, голубоватое напыление, в последнее время модное направление — зелено-золотистое. Но энергоэффективность — это одна из важнейших характеристик.
Ну и важный фактор — размер стекла. Сейчас производство стекла стремительно продвигается вперед — используются новые печи, разный химический состав стекла. Сами стеклопакеты 6, 12, 18 метров — тенденции к тому, чтобы здания буквально просматривались насквозь. Но, с другой стороны, нужно развивать технологию ухода за такими стеклами, как осуществлять мытье таких фасадов. Это довольно интересный аспект, который развивается.
Какую идею Вы воплощали в необычном проекте — OPPO headquarters?
– Этот объект интересен тем, что в нем тоже применены различные виды стекла. Здание очень элегантное не столько в скульптурном понимании, а в том, что оно высокое, открытое, в нем высокий атриум. Фасад офисов находится как бы в углублении, поскольку опять-таки принимали во внимание назначение здания — оно предназначено для компании, у которой есть отделы, занимающиеся секретными разработками. Соответственно эти отделы должны быть изолированы от других.


Нам важно было гибко организовать внутреннее содержание объекта, расстановку мебели.
В этом здании нет единого ядра, нет единой оси — оно все как бы в разных измерениях. Причем все могут подняться с нижнего этажа на самый верх, так называемая Sky Plaza. Там гости и люди, работающие в этом здании, могут общаться, сидеть в баре, отдыхать. И далее через ядра они перемещаются в отделы, где они работают.
В самом низу здания большой вестибюль, предусмотрен целый ряд зенитных фонарей. Мы учитывали такой урбанизм и рабочую культуру.
Опять же, каждый раз мы учитываем назначение здания и культуру страны, в которой оно находится, как именно люди привыкли здесь работать, и с помощью архитектуры мы помогаем претворить в жизнь все их назначения и устремления.
Какой совет Вы можете дать компаниям, которые хотят принять участие в остеклении таких масштабных объектов, какие создаете вы? Дело в том, что многие компании выходят на европейский рынок, американский, стеклят объекты, но это объекты небольших масштабов.
– Вопрос — как попасть в такой масштабный проект? Хотелось бы начать с совета. Очень важно инвестировать в инновации, изучать, строить целую систему инноваций. Не всегда это легко, требуются и финансовые вложения, очень часто во многих развивающихся странах есть, что называется, «мозги», но нет должного финансирования.
Но тем не менее нужно обязательно создавать продукт, которого, например, еще нет в Европе. Мы бы с удовольствием познакомились с такими новыми продуктами. Понятно, что в инновацию необходимо вкладывать какие-то средства, однако это необходимо делать, чтобы действительно быть во главе производителей. Здесь нужен и дизайн, и разработка нового, и отслеживание мировых трендов, нужно все время создавать что-то новое, чего нет у других.

Беседовала Татьяна Захарченко-Королева, главный редактор журнала «Окна. Двери. Витражи»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest